Browse By

ОБЗОР значимых мероприятий, законопроектов, правовых актов, иной информации для органов местного самоуправления (Обзор подготовлен с использованием материалов КонсультантПлюс) май 2020 года

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 156-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Подписан федеральный закон, направленный на повышение доступности заочной формы голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (далее – общее собрание).
Больше не нужно проводить общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о проведении таких собраний в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ.
Первое общее собрание в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ проводится по инициативе любого собственника или управляющей организации, которые обязаны включить в повестку дня вопросы об администраторе общего собрания, порядке проведения собраний и продолжительности голосования. На таком общем собрании функции администратора выполняет его инициатор.
Первое общее собрание проводится в общем порядке, предусмотренном статьей 471 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Увеличена продолжительность проведения общих собраний с использованием ГИС ЖКХ (до шестидесяти дней) с целью предоставления собственникам возможности проголосовать.
Кроме того, срок проведения в 2020 г. годовых общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и членов ТСЖ продлен до 1 января 2021 г.
Принятие закона позволит сформировать правоприменительную практику и предоставить собственникам реальные возможности участия в принятии важнейших решений, связанных с обеспечением жизнедеятельности многоквартирных домов.

ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

Проект Федерального закона N 952003-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования нотариальных архивов”

Порядок хранения и использования нотариальных документов предлагается закрепить законодательно.
В настоящее время порядок хранения и использования нотариальных документов законодательно не урегулирован, нотариальные документы хранятся фактически у самих нотариусов, их удостоверивших, документы нотариусов, прекративших полномочия, и ранее действовавших государственных нотариальных контор передаются на хранение различным действующим нотариусам, нахождение архивных документов в органах местного самоуправления зависит от конкретной практики, складывающейся в каждом регионе.
Законопроектом вносятся поправки в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и Федеральный закон “Об архивном деле в Российской Федерации”, которыми, в частности:
закрепляются понятия “нотариальные документы”, “нотариальный архив”, “постоянное хранение нотариальных документов”, “временное хранение нотариальных документов”;
устанавливается порядок утверждения Типовой номенклатуры дел нотариуса, определяющей состав и сроки хранения нотариальных документов, а также Правил организации хранения, комплектования, учета и использования нотариальных документов;
предусматривается обязанность нотариуса обеспечить сохранность и использование нотариальных документов, имеющих сроки хранения до пяти лет включительно, а также нотариальных документов с иными сроками хранения до передачи их в нотариальную палату;
устанавливается, что нотариальные документы нотариуса, сформированные в дела, по истечении пяти лет начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором производство по ним было окончено, передаются нотариусом в нотариальную палату, членом которой он является;
предусматривается, что нотариус несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за нарушение правил хранения нотариальных документов;
закрепляются размеры платы за выдачу нотариальной палатой копии нотариального документа, архивной справки из нотариального архива.
Законопроект внесен в Государственную Думу РФ.

Проект Федерального закона N 953586-7 “О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения”

В Госдуму внесен законопроект об особенностях регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сферах электроэнергетики и теплоснабжения.
В соответствии с законопроектом к трудовой деятельности в указанных сферах допускаются лица, прошедшие аттестацию по вопросам безопасности в соответствующей сфере, а также подготовку к выполнению трудовых функций и получившие у работодателя подтверждение их готовности к работе, в случае если обязанность по прохождению указанных аттестации, подготовки и подтверждения готовности к работе установлена соответственно законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о безопасности гидротехнических сооружений, об электроэнергетике, о теплоснабжении.
При этом обучение по охране труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в сфере электроэнергетики, а также проведение для них инструктажа по охране труда осуществляются при подготовке таких работников к аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики или при подтверждении готовности к работе. В этом случае проверка знания указанными работниками требований охраны труда проводится в рамках аттестации по вопросам безопасности или подтверждения готовности к работе в сфере электроэнергетики. Дополнительное прохождение ими обучения по охране труда, инструктажа по охране труда и проверки знания соответствующих требований охраны труда в порядке, установленном частью первой статьи 225 Трудового кодекса РФ, не требуется.
Также предусмотрена возможность совмещения процедур аттестации, в том числе с процедурой подтверждения готовности к работе, и их проведения одной комиссией работодателя, и совмещения различных аттестаций по вопросам безопасности, проводимых одной комиссией федерального органа исполнительной власти, с оформлением результатов прохождения работником таких аттестаций (подтверждения готовности к работе) единым документом.
Законопроект внесен в Государственную Думу РФ.

Законопроект № 953560-7 О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

Предлагается установить административную ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по ведению государственного адресного реестра.
Ответственность предлагается установить:
за неразмещение либо несвоевременное размещение сведений об адресах в государственном адресном реестре,
за несвоевременное устранение выявленных оператором федеральной информационной адресной системы несоответствий либо несвоевременное направление оператору федеральной информационной адресной системы мотивированного уведомления об отсутствии несоответствий.
В настоящее время Минфином России и Минюстом России ведётся работа по включению в проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях корреспондирующих положений, направленных на установление мер административной ответственности. Рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях будут налоговые органы и их должностные лица.
Законопроектом предусматривается срок вступления в силу норм об административной ответственности по истечении 180 дней после дня официального опубликования федерального закона.
Законопроект внесен в Государственную Думу РФ.

Проект федерального закона № 899967-7 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О стратегическом планировании в Российской Федерации” в целях синхронизации стратегического и территориального планирования”

Законопроектом предлагается установить, что при разработке, согласовании и утверждении, в том числе документов территориального планирования муниципальных образований учитываются положения соответствующих документов стратегического планирования, в том числе стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
При этом законопроектом предлагается в Кодексе вместо планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований использовать “стратегии социально-экономического развития муниципальных образований”.
Законопроект принят в первом чтении Государственной Думой РФ.

Проект федерального закона № 691245-7 “О внесении изменения в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации”

Законопроектом предлагается установить, что элементы благоустройства, созданные за счет бюджетных средств на земельных участках, на которых расположены многоквартирные дома, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников таких домов по аналогии перехода права собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (часть 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
При этом какого-либо дополнительного решения общего собрания не требуется, поскольку еще до создания указанных элементов собственники в соответствии с пунктом 21 части 2 статьи 44 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме принимают на своем общем собрании решение о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
Законопроект внесен в Государственную Думу РФ.

Проект федерального закона № 914287-7 “О внесении изменений в статью 9 Федерального закона “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

Предлагается закрепить в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право органов местного самоуправления на предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период замещения сотрудником указанной должности.
Законопроект принят в первом чтении Государственной Думой РФ.

Проект Федерального закона N 954048-7 “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования законодательства в сфере защиты чести и достоинства граждан”

В КоАП РФ планируют усилить ответственность за оскорбления.
В Госдуму внесен законопроект, которым предлагается расширить понятие “оскорбление” в КоАП РФ. Сейчас оскорбление может быть выражено только в неприличной форме. Предлагают учитывать также иную унизительную, оскорбляющую общественную нравственность форму.
Штрафовать предлагается не только за оскорбление другого лица, но и группы лиц. При этом суммы штрафов увеличиваются.
Предложен новый состав за оскорбление, которое совершил чиновник. Наказание – штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до 1 года. Повторное правонарушение может повлечь штраф от 100 тыс. до 150 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до 2 лет.
Законопроект внесен в Государственную Думу РФ.

Проект Федерального закона “О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”

С подачи КС РФ предложили закрепить возможность снижения минимальных региональных штрафов.
Гражданам, юрлицам и должностным лицам смогут назначить наказание в размере меньше минимального штрафа, установленного нормами регионального КоАП. Проект об этом подготовил Минюст.
Сейчас закреплено, что назначить штраф меньше минимального размера можно только в отношении нарушений, закрепленных в КоАП РФ. В апреле КС РФ посчитал, что данная норма нарушает конституционные принципы равенства и справедливости. В связи с этим и разработан данный проект.
Его независимая антикоррупционная экспертиза завершается 18 мая.
Законопроект не внесен в Государственную Думу РФ.

Проект Федерального закона N 933979-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости”

Проектом устанавливается новый вопрос местного значения муниципальных и городских округов, городских и сельских поселений.
Указанный вопрос содержит:
– проведение в соответствии со статьей 121 Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» на территории муниципального образования мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости,
– принятие решений о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости,
– направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (в случае отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости), если правоустанавливающие документы на данные объекты недвижимости были оформлены до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Реализация соответствующих полномочий органами местного самоуправления будет осуществляться посредством:
направления запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществлявшие до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» учет и регистрацию прав на объекты недвижимости, а также нотариусам в целях получения сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, которые могут находиться в архивах и (или) в распоряжении таких органов, организаций или нотариусов;
опубликования в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, на официальном сайте (в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») уполномоченного органа муниципального образования, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости, на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости, либо на иной территории, расположенной за границами населенного пункта (в случае проведения работ по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости за границами населенного пункта), сообщения о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости такими правообладателями.
По результатам выполнения вышеперечисленных мероприятий органы местного самоуправления будут принимать решения о выявлении правообладателя ранее учтённого объекта недвижимости, в котором будут указаны кадастровый номер либо вид, назначение и основные характеристики объекта недвижимости, фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность, страховой номер индивидуального лицевого счёта в системе обязательного пенсионного страхования, адрес регистрации по месту жительства физического лица, полное наименование, ИНН, ОГРН, место нахождения юридического лица.
Проект решения о выявлении правообладателя предварительно будет направляться лицу, в отношении которого оно подготовлено, и при отсутствии возражений – приниматься. При наличии поступивших в установленный срок возражений факт принадлежности ранее учтённого объекта недвижимости может быть установлен в судебном порядке по заявлению органа местного самоуправления.
Законопроект внесен в Государственную Думу РФ.

Проект Федерального закона N 962484-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости” и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав”

Разработан законопроект о системном изменении регулирования в сфере кадастрового учета и госрегистрации прав на объекты недвижимости.
В целях повышения качества и доступности государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав закрепляются полномочия Федеральной кадастровой палаты.
Также урегулированы вопросы взаимодействия между многофункциональными центрами, Федеральной кадастровой палатой, и Росреестром, что позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы и сократить сроки рассмотрения документов.
Предусматривается возможность представления ряда заявлений в форме электронного документа без использования усиленной квалифицированной электронной подписи и осуществление идентификации личности правообладателя посредством Единой системы идентификации и аутентификации.
Предусматривается возможность осуществления государственной регистрации договора аренды части здания, сооружения без представления технического плана в отношении части такого здания или сооружения.
Уточняются основания и перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются кадастровый учет и госрегистрация прав, конкретизируется состав сведений, представляемых в орган регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Предусматривается сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В целях повышения информированности кадастровых инженеров предусматривается использование электронного сервиса “Личный кабинет кадастрового инженера”.
Законопроект внесен в Государственную Думу РФ.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Уведомления и документы от властей планируют рассылать преимущественно в электронной форме.
Минкомсвязь предлагает направлять в том числе с помощью Единого портала госуслуг в электронной форме:
– уведомления о ходе выполнения государственных и муниципальных услуг;
– результаты государственных и муниципальных услуг;
– ответы о результатах рассмотрения жалоб;
– юридически значимые сообщения и документы.
Последние можно будет отправить и по почте в форме электронного документа. При этом граждане и организации смогут отказаться от их получения в таком виде. Тогда их направят почтой на бумажном носителе. В этом случае организации придется самой заплатить за доставку сообщения.
Публичное обсуждение проекта завершается 3 июня.
Законопроект не внесен в Государственную Думу РФ.

Проект “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/05-20/00102447) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2020)

Минюстом России представлен доработанный проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В новый КоАП РФ предлагается включить три раздела: “Общая часть”, “Особенная часть”, “Субъекты административной юрисдикции”.
В Общей части отражены вопросы, касающиеся общих положений законодательства об административных правонарушениях, административного правонарушения и административной ответственности, административных наказаний и правил их назначения, освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания, административной ответственности несовершеннолетних.
В Особенную часть предлагается включить главы, объединяющие в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.
В третьем разделе перечисляются субъекты административной юрисдикции, уполномоченные на возбуждение, рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях.
К основным новеллам законодательства об административных правонарушениях, вводимых проектом, можно отнести следующие:
выделена категория грубых административных правонарушений, к которым предлагается отнести административные правонарушения, состоящие в нарушении норм законодательства о противодействии экстремизму, о противодействии коррупции и ряд других;
нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные;
закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев;
за общее правило предлагается взять назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии отягчающих обстоятельств;
существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ;
детально прописаны случаи освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Постановление Правительства РФ от 28.04.2020 N 597 “О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации”

На год продлен срок вступления в силу обязательных требований по оснащению транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
До 31 мая 2021 г. приостанавливается действие Правил оснащения транспортных средств категорий M2, M3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2018 г. N 153.
Также установлено, что до 30 июня 2021 г. не применяются дополнительные требования к году выпуска автобусов, использующихся при организованной перевозке групп детей автобусами, и до 31 мая 2021 г. – дополнительные требования к оснащению автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Постановление Правительства РФ от 08.05.2020 N 647 “Об установлении случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядка их осуществления и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 443”

По 31 декабря 2020 года включительно расширен перечень случаев осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд у единственного поставщика.
К таким случаям относятся, в частности:
осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного протоколом заседания Правительства РФ, протоколами координационных и совещательных органов под председательством Председателя Правительства РФ, планом, предусматривающим первоочередные мероприятия (действия) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным (одобренным) Президентом РФ, Правительством РФ, Председателем Правительства РФ;
осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) за счет средств резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Определен порядок осуществления закупок в установленных случаях.
Кроме того, скорректирован порядок исчисления сроков, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 443 “Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции”.

УКАЗЫ

Указ Президента РФ от 01.06.2020 N 354 “Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации”

Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ будет проведено 1 июля 2020 года.
При проведении голосования следует учитывать складывающуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку и необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

ПРИКАЗЫ

Приказ МЧС России от 19.03.2020 N 194 “Об утверждении свода правил СП 1.13130 “Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы”

Утвержден актуализированный свод правил СП 1.13130 “Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы”.
Свод правил вводится в действие через 6 месяцев со дня издания настоящего Приказа взамен СП 1.13130.2009.
СП 1.13130 устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений, а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.
При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться требования настоящего свода правил в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
С момента введения в действие свода правил СП 1.13130 признается утратившим силу Приказ МЧС России от 25.03.2009 N 171 “Об утверждении свода правил “Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы”, с внесенными в него изменениями.

Приказ ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@ “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств”

Актуализирован регламент осуществления ФНС России государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Приводятся, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к их оформлению; исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме, а также в МФЦ.
Настоящий Приказ вступает в силу с даты вступления в силу Приказа Минфина России о признании утратившим силу Приказа Минфина России от 30.09.2016 N 169н, которым был утвержден административный регламент, регулирующий аналогичные правоотношения.

Приказ Минфина России от 12.05.2020 N 88н “О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н”

Месячная отчетность об исполнении бюджетов по состоянию на 1 мая 2020 представляется не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным.
Соответствующее изменение внесено в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н).

Приказ Минюста России от 26.05.2020 N 122 “Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности”
Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2020 N 58513.

Отчетность за 2019 год представляется в Минюст не позднее 1 июля 2020 года.
Утверждены сроки и периодичность представления в Минюст отчетности НКО, общественных объединений, религиозных организаций, а также структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Одновременно определены особенности представления, в частности отчетности за 2019 год, – не позднее 1 июля 2020 года.

ПИСЬМА

<Письмо> Минстроя России от 17.04.2020 N 15026-МЕ/06 <О переселении граждан из аварийного жилищного фонда>

Минстроем России разъяснены вопросы, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда.
В частности, разъяснены введенные Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ нормы, согласно которым:
органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями;
граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в установленном порядке.

<Письмо> Минтруда России от 29.04.2020 N 18-2/10/П-3881 <О сроках представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера>

Минтруд разъяснил требования к представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц.
Указом Президента РФ от 17 апреля 2020 N 272 (Указ N 272) продлено до 1 августа 2020 г. включительно представление сведений за 2019 год, срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента РФ.
Минтрудом подготовлен перечень нормативных правовых актов Президента РФ, предусматривающих категории лиц, на которых распространяются соответствующие требования.
При этом отмечено, что издание каких-либо ведомственных нормативных актов (локальных актов организаций), касающихся изменения срока представления сведений за отчетный 2019 г., не требуется.
Сведения за отчетный 2019 г. должны быть размещены на официальных сайтах в сети “Интернет” не позднее 20 августа 2020 г., а уточненные сведения – не позднее 21 сентября 2020 г.
Сообщается также, что органам госвласти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо продлить сроки представления сведений за отчетный 2019 г. лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, а также государственными гражданскими служащими субъектов РФ, муниципальными служащими, руководителями государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.
При продлении сроков следует руководствоваться Указом N 272.
Обращается внимание на то, что с 1 июля 2020 г. вступает в силу Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2020 г. N 13 “О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации”, которым предусмотрена обязанность представления сведений с использованием специального программного обеспечения “Справки БК”, а также вносятся отдельные изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460.
В связи с этим с 1 июля 2020 г. сведения должны представляться в соответствии со вступившими в силу требованиями.
Дополнительно отмечается, что Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год) применяются с учетом нормативных правовых и иных актов, предусматривающих реализацию на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

<Письмо> МВД России от 06.05.2020 N 3/207707110555 “О рассмотрении обращения”

МВД России разъяснен вопрос, касающийся действительности паспортов граждан РФ.
Сообщается, что Указом Президента РФ от 18.04.2020 N 275 признаны действительными паспорта граждан РФ, срок действия которых истек или истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 г. включительно.
В этой связи Список недействительных российских паспортов, размещенный на официальном интернет-сайте ГУВМ МВД России, актуализирован.
В случае если срок действия паспорта истек до 1 февраля 2020 г., то такой документ является недействительным и подлежит обязательной замене.
Вместе с тем продление срока действия паспортов не подразумевает прекращения либо отказа в предоставлении государственной услуги по их выдаче и замене в соответствии с требованиями Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 13.11.2017 N 851.

<Письмо> Роспотребнадзора от 12.05.2020 N 02/9060-2020-24 “О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19”

Рекомендован порядок работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
Содержатся общие положения, а также рекомендации по проведению экзаменов и итоговой аттестации.
К общим рекомендациям относятся, в том числе:
проведение перед открытием организации генеральной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму;
закрепление за каждым классом (группой) учебного помещения (групповой), организация предметного обучения и пребывания в строго закрепленном за каждым классом (группой) помещении, исключение общения обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) во время перемен и при проведении прогулок;
по возможности сокращение числа обучающихся и воспитанников в классе (группе);
исключение объединения обучающихся и воспитанников из разных классов (групп) в одну группу продленного дня, недопущение формирования “вечерних дежурных” групп;
исключение проведения массовых мероприятий;
обеспечение проведения ежедневных “утренних фильтров” с обязательной термометрией (целесообразно использовать бесконтактные термометры) с целью выявления и недопущения в организации обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), сотрудников с признаками респираторных заболеваний при входе в здание.

<Письмо> Минтруда России от 18.05.2020 N 14-1/В-585 <О порядке исчисления среднего заработка в период с 30 марта по 8 мая 2020 года>

Разъяснен порядок исчисления среднего заработка с учетом объявленных нерабочих дней в связи с COVID-19.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен статьей 139 ТК РФ и Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922.
Расчет производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за предшествующие 12 календарных месяцев.
В соответствии с пунктом 5 Положения 922 из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник, в частности, освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ (пп. “е” п. 5 Положения).
По мнению Минтруда России, время и суммы, фактически начисленные за период объявленных Президентом РФ нерабочих дней, при исчислении среднего заработка не учитываются на основании подпункта “е” пункта 5 Положения N 922.

<Письмо> ФАС России от 22.05.2020 N ИА/43260/20 “Некоторые вопросы применения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99”

Отсутствие в составе заявки технического плана, являющегося приложением к разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Изложена позиция ФАС России по вопросам, связанным с применением положений Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”, в части:
предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
предоставления в составе заявки приложений к исполненному контракту (договору), в том числе, проектно-сметной документации, технического задания и иных документов.

<Письмо> ФНС России от 26.05.2020 N ЕД-20-8/71@ <О продлении приостановления применения мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер>

Приостановление мер взыскания задолженности и обеспечительных мер, установленных НК РФ, продлено до 01.07.2020.
Приостановление действует в отношении всех налогоплательщиков – юридических лиц и ИП.
Приостановление не применяется:
если непринятие мер взыскания задолженности может повлечь сокрытие активов и (или) возможность совершения иных действий, препятствующих взысканию;
в отношении лиц, заявивших отказ от применения в отношении них моратория на возбуждение дел о банкротстве.
В данных ситуациях меры взыскания и соответствующие обеспечительные меры могут быть применены только по согласованию с руководителем вышестоящего налогового органа.

ИНФОРМАЦИЯ

<Информация> ГД ФС РФ “Позиция Комитета по применению новой статьи 20.6.1 КоАП РФ и по принятию дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации”

Принимаемые главами местных администраций муниципальных образований дополнительные меры по защите населения и территорий от ЧС не должны ограничивать права граждан.
Такие дополнительные меры могут быть только из числа мер, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Решения глав местных администраций носят сугубо правоприменительный характер, они не должны содержать новых правовых норм и ограничивать права граждан.
Также сообщается, что КоАП РФ в порядке исключения допускает ситуации, при которых полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях могут наделяться руководящие сотрудники (руководители и их заместители) органов и организаций, не обладающих публично-правовым властным статусом. В этой связи предоставление Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N 975-р в развитие положений пункта 1 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях руководителям и заместителям руководителей органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, а также профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных органами местного самоуправления, соответствует федеральному законодательству.

<Информация> Минюста России от 29.05.2020 “Проект нового КоАП размещен для повторного проведения процедуры публичного обсуждения”

Действующие размеры наказаний и сроки давности привлечения к административной ответственности в проекте нового КоАП не будут увеличены – Минюст России.
Законопроект доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России по результатам его рассмотрения заинтересованными государственными органами и организациями, а также гражданами в ходе публичного обсуждения.
Так, в законопроекте решено сохранить размеры административных штрафов в пределах, в целом не превышающих установленные в настоящее время КоАП.
По итогам публичного обсуждения было принято решение сохранить действующие сроки давности, изменив лишь юридико-технический подход к изложению соответствующей нормы Общей части проекта нового КоАП с целью сделать ее более удобной и простой.
Кроме того, в частности:
расширяется практика назначения административного наказания в виде предупреждения;
предусматривается увеличение случаев, в которых возможна уплата административного штрафа в размере половины от наложенного штрафа;
содержатся положения, направленные на гуманизацию применения административных наказаний в виде обязательных работ и административного ареста;
установлены особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних;
предлагается установить административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время;
исключается одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение;
в проекте Процессуального КоАП предлагается закрепить возможность оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, когда за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

“Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” (утв. Минтрансом России)

Рекомендован порядок разработки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
Методические рекомендации предназначены для использования при разработке документа планирования, определяющего единые подходы, основные направления и конкретные мероприятия по развитию регулярных перевозок на среднесрочную перспективу.
Документ планирования является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов.
Документ планирования рекомендуется разрабатывать на срок не менее чем 5 лет.

“Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов” (утв. Минтрудом России)

Рекомендован порядок проведения работы, направленной на выявление личной заинтересованности при осуществлении закупок, которая приводит к конфликту интересов.
В частности, при организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, необходимо реализовать ряд правовых, организационных, профилактических и иных мероприятий.
Из числа служащих (работников) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется посредством локальной специализации определить ответственного служащего (работника), на которого возложить преимущественно функции, связанные с предупреждением коррупции при осуществлении закупок. Целесообразно организовать повышение квалификации такого сотрудника по дополнительной профессиональной программе по вопросам, связанным с осуществлением закупок.
Подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется составить базу типовых ситуаций, содержащих факты наличия личной заинтересованности (возможного наличия личной заинтересованности).
Для целей организации аналитической работы необходимо определить критерии выбора закупок, в отношении которых подразделение по профилактике коррупционных правонарушений уделяет повышенное внимание.
В органе (организации) рекомендуется организовать добровольное ежегодное представление служащими (работниками), участвующими в осуществлении закупок, декларации о возможной личной заинтересованности.

“Методические рекомендации по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности населенных пунктов” (утв. МЧС России 19.05.2020 N 2-4-71-11-12)

Утверждены методические рекомендации по созданию подразделений добровольной пожарной охраны.
Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут быть использованы общественными объединениями в деятельности по организации участия добровольных пожарных в предупреждении и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Приводится порядок создания общественных объединений пожарной охраны, порядок финансового и материально-технического обеспечения деятельности ДПО, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию поддержки ДПО, мероприятия, реализуемые ДПО на территории населенных пунктов.
Приводятся, в числе прочего, методика обоснования ресурсов пожарной охраны в сельских поселениях в зависимости от рисков пожарной опасности.

<Информация> Росстандарта “Поверка счетчиков физлицами: что важно знать”

Плановая поверка всех бытовых приборов учета – счетчиков электроэнергии, газа и воды – начиная с 6 апреля 2020 года переносится на начало 2021 года.
Перерасчетов показаний временно не поверенных счетчиков не будет
Ресурсоснабжающие организации и управляющие компании начиная с 6 апреля 2020 года вплоть до 1 января 2021 года обязаны принимать показания всех бытовых приборов учета, в том числе с любым истекшим сроком поверки на момент вступления в силу Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 года N 424.
Владельцы таких приборов учета начиная с 6 апреля 2020 года вплоть до 1 января 2021 года могут продолжать сдавать индивидуальные показания, и именно эти данные должны приниматься для расчета. Оплата должна производиться согласно действующим тарифам.
Кроме того, сообщается, что в конце сентября 2020 года регистрация результатов поверки станет электронной.
Единственным юридически значимым результатом поверки бытовых счетчиков и других средств измерений станет запись в реестре Росстандарта – ФГИС “АРШИН”. Бумажные свидетельства о поверке будут носить дополнительный информационный характер и оформляться по желанию владельца прибора.

Информация ФГБУ “ФКП Росреестра” “Кадастровая палата продолжает прием судебных актов от граждан и организаций”

Федеральная кадастровая палата не приостанавливает прием документов для исполнения судебных актов.
Судебные акты с пакетом сопутствующих документов граждане и юридические лица могут представлять в Кадастровую палату в электронном или бумажном виде.
Электронные документы можно подать на официальном сайте Кадастровой палаты с помощью онлайн-формы обратной связи или направить на электронный адрес центрального аппарата federal@kadastr.ru. Для подтверждения юридической значимости направляемые электронные документы или образы электронных документов должны быть заверены усиленными квалифицированными электронными подписями составителей.
Все документы, поступившие в учреждение посредством электронных сервисов, рассматриваются в общем порядке в строгом соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.
Нотариально заверенные бумажные документы можно направить почтовым отправлением с объявленной ценностью с описью вложения и уведомлением о вручении на юридический адрес учреждения.

<Информация> Минэкономразвития России от 06.05.2020 “Минэкономразвития предлагает не применять штрафы к арендаторам за досрочное расторжение договора”

Минэкономразвития России предлагает не применять штрафных санкций к арендаторам за досрочное расторжение договора в тех случаях, когда вопрос прямо не урегулирован договором.
Сообщается о подготовке соответствующего законопроекта, положения которого касаются переноса уплаты арендных платежей по государственному, муниципальному и частному имуществу в условиях распространения коронавирусной инфекции.
В настоящее время Правительство РФ взяло на себя функции регулятора по отсрочкам объектов частной собственности и наделило арендатора правом требовать отсрочки платежей в полном объеме на срок карантина и наполовину – до 1 октября.

“Разъяснение N 01/20 Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам об избрании (назначении) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления” (утв. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 29.04.2020)

Разъяснен вопрос о возможности совмещения адвокатской деятельности с осуществлением полномочий в качестве избранного должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Сообщается, что действующая редакция статьи 16 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” предполагает приостановление статуса адвоката не только в случае избрания адвоката в соответствующий орган публичной власти на период работы на постоянной основе, как это было установлено ранее, а исходит из необходимости приостановления статуса адвоката как в случае избрания, так и в случае его назначения на должность в соответствующий орган публичной власти.
При этом обязанность приостанавливать статус адвоката распространяется на адвокатов, избранных (назначенных) на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления, начиная с 1 марта 2020 года.
На адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие Кодекса профессиональной этики адвоката.

“Перечень поручений по итогам совещания по ситуации с паводками и пожарами в субъектах Российской Федерации” (утв. Президентом РФ 04.05.2020)

Правительству РФ поручено внести в законодательство РФ изменения, направленные на повышение ответственности граждан и юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности и нанесение ущерба зданиям, сооружениям, объектам сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственным посевам и лесным насаждениям.
Кроме того, необходимо обеспечить, в числе прочего:
дооснащение в приоритетном порядке подразделений территориальных органов МЧС России спасательной, пожарной и иной техникой специального назначения в тех субъектах РФ, в которых наиболее высокие риски возникновения пожаров и паводков;
формирование в необходимом объеме резерва средств индивидуальной защиты для обеспечения работы организаций и добровольцев (волонтеров), осуществляющих предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории РФ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

“Новые возможности для участников закупок в реестре банковских гарантий” (информация с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок)

С 6 мая 2020 г. участники закупок могут в онлайн-режиме отслеживать информацию о выданных им гарантиях.
Сообщается, что с указанной даты в личном кабинете участников закупок ЕИС реализована возможность просмотра сведений из реестра банковских гарантий. Теперь участники закупок смогут в онлайн-режиме отслеживать включение банками в реестр информации о выданных им гарантиях для участия в открытых электронных процедурах, проверять наличие в реестре гарантий, выданных под обеспечение исполнения контракта или гарантийных обязательств (отсутствие информации о банковской гарантии в реестре является основанием для отказа в принятии гарантии заказчиком).

<Информация> Роструда “Роструд напоминает о недопустимости нарушения трудовых прав работников на удаленке”

Включение в трудовой договор дополнительных условий о работе на удаленке в связи распространением коронавируса не лишает работников гарантий, предусмотренных ТК РФ.
Сообщается, в частности, что при переводе сотрудников на удаленную работу работодатель определяет порядок организации работы, который подразумевает график, способы обмена информацией о производственных заданиях и их выполнении, возможность использования ресурсов организации на дому. Далее заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, и работодатель издает соответствующий приказ о временном (на период мероприятий, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции) переходе сотрудников на удаленную работу на дому. С этим приказом работодатель должен ознакомить каждого сотрудника, кто переходит на удаленный формат работы, а также получить его согласие.
При этом работник обязан выполнять весь объем работы в соответствии с его должностными обязанностями, а работодатель – оплачивать его труд в соответствии с условиями трудового договора. Если работник трудится полное время и выполняет объем работы, снижение работодателем его заработной платы в одностороннем порядке будет считаться нарушением трудового законодательства.

“МР 3.1/2.4.0185-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.4. Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации работы организация отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения риска распространения COVID-19” (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.05.2020)

В 2020 году организации отдыха и оздоровления детей могут открыться не ранее третьего этапа снятия ограничений.
До снятия ограничительных мероприятий в летнюю оздоровительную кампанию 2020 г. отдых детей осуществляется в организациях, расположенных в регионе их проживания. Организация отдыха детей, проживающих в городах федерального значения, осуществляется в субъектах РФ, граничащих с ними.
Приводятся в числе прочего рекомендации по организации работы организаций отдыха и оздоровления с дневным пребыванием детей; организации работы структурных подразделений организаций отдыха и оздоровления детей; рекомендации по перевозке детей.

Указание Банка России от 14.04.2020 N 5440-У “О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения”. Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2020 N 58382.

С 1 сентября 2020 года вводится форма сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
С указанной даты сведения предоставляются кредитной организацией и некредитной финансовой организацией по единой форме, установленной приложением 1 к настоящему указанию.
Наряду с указанными сведениями организация обязана предоставить выписку о движении денежных средств по счету за отчетный период в случае ее истребования гражданином (его представителем). Выписка по счету в драгоценных металлах как приложение к форме сведений не предоставляется.
Организация обязана предоставить гражданину (его представителю) сведения на указанную им отчетную дату на бумажном носителе или в электронном виде (по его выбору) не позднее 5 рабочих дней после дня обращения.

“Рекомендации участникам общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)” (утв. Роспотребнадзором 21.05.2020)

Для голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ на избирательном участке необходимо использовать маску, перчатки и личную авторучку.
Рекомендован порядок при голосовании в помещении (месте) для голосования в день голосования (в день проведения голосования до дня голосования) и при голосовании вне такого помещения (места), например дома или в месте, оборудованном для проведения голосования вне помещения для голосования.
При голосовании в помещении, в частности, перед проходом в помещение необходимо придерживаться нанесенных специальных линий (указателей) движения, за которые не рекомендуется заходить при нахождении на предыдущей линии (у предыдущего указателя) другого участника голосования, соблюдать безопасную дистанцию между находящимися рядом людьми, которая должна составлять не менее 1,5 – 2 метров.
На проходе к помещению (месту) для голосования следует надеть маску, в обязательном порядке пройти температурный контроль, а также воспользоваться антисептическими средствами для дезинфекции рук. После этого сразу надеть одноразовые перчатки.
Категорически запрещены употребление пищи, напитков и рукопожатия.

“Рекомендации избирательным комиссиям по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации” (утв. Роспотребнадзором 21.05.2020)

Разработаны рекомендации для членов избирательных комиссий в целях исключения риска заражения COVID-19 при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ.
Отмечается, что данные рекомендации включают в себя максимальный перечень мероприятий, рекомендуемый для выполнения в условиях сохраняющихся рисков распространения инфекции. Конкретный перечень мероприятий, рекомендуемых для выполнения членами избирательных комиссий при подготовке и проведении общероссийского голосования, разрабатывается в зависимости от текущей эпидемиологической ситуации в регионе избирательной комиссией субъекта РФ.
Избирательным комиссиям рекомендуется проводить, в частности, следующие мероприятия:
– оборудовать площадку на открытом воздухе (перед входом в здание, где традиционно располагается избирательный участок, или в непосредственной близости от него), используя для этого имеющиеся на территории веранды, навесы или дополнительно устанавливаемые для этих целей армейские палатки, тенты, иные приспособления для обеспечения защиты от внешних погодных условий. Вблизи каждой площадки для голосования должна быть санитарная комната с водоснабжением, оборудованная мыльными принадлежностями и одноразовыми полотенцами или электросушилками, для обеспечения возможности мытья рук членам комиссии и участникам голосования;
– для выявления граждан с симптомами заболевания необходимо организовать на подходе к месту для голосования температурный контроль. В случае выявления у них повышенной температуры тела, подозрения на ухудшение самочувствия или иных симптомов заболевания на каждом избирательном участке необходимо обеспечить наличие отдельного дополнительного помещения (специального места) до приезда бригады скорой медицинской помощи.
В указанных дополнительных помещениях (специальных местах) должна быть обеспечена возможность для участников голосования проголосовать с использованием переносного ящика для голосования;
– для разделения маршрутов для граждан, прибывающих для голосования и уже проголосовавших, должны быть обозначены (нанесены) специальные линии (указатели) движения, за которые участнику голосования не рекомендуется заходить при нахождении на предыдущей линии (у предыдущего указателя) другого участника голосования. Расстояние между такими линиями (указателями) для соблюдения дистанции должно быть не менее 1,5 – 2-х метров;
– разграничить по времени потоки участников голосования (например, путем приглашения граждан для голосования в определенный день (время) по территориальному признаку – участники, проживающие в определенных домах, приглашаются на избирательные участки в определенный день или в более позднее время и т.п.). При этом необходимо разъяснять участникам голосования, что в случае, если по какой-либо причине они не могут проголосовать в тот день, когда рекомендовано комиссией, то они имеют право прийти в место для голосования в любой из дней, когда оно проводится, или реализовать свое право другим удобным для них способом (например, подать заявление о голосовании вне помещения для голосования);
– кабины для тайного голосования должны использоваться без передней шторки;
– перед проходом к месту голосования оборудовать пункт применения антисептических средств для дезинфекции рук участников голосования и выдачи им одноразовых масок и перчаток;
– предусмотреть возможность оперативной замены на избирательном участке наблюдателя в случае ухудшения состояния его здоровья;
– гражданам, прибывшим для голосования в защитных медицинских масках, рекомендовано кратковременно снимать их при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Документ, удостоверяющий личность, члену участковой комиссии в руки не передается, а предъявляется для обозрения в развернутом виде с самостоятельным перелистыванием участником голосования страниц – разворота документа с фамилией, именем, отчеством и фотографией, а также страницы с указанием места жительства;
– голосование вне помещения для голосования по заявлениям (устным обращениям) граждан, находящихся на карантине ввиду заболевания, должно быть организовано исключительно без входа в квартиру (дом). Такое голосование может проводиться бесконтактным способом, например, на лестничной площадке (придомовой территории), путем передачи участнику голосования бланка заявления о голосовании вне помещения и бюллетеня для голосования, а затем получения от него заявления и бюллетеня. Опускание бюллетеня в переносной ящик для голосования в этом случае может производиться с разрешения участника голосования одним из членов комиссии, проводящим голосование вне помещения, или иным лицом, присутствующим при проведении такого голосования.
При проведении голосования вне помещения для голосования для такой категории участников голосования необходимо исключить контакты членов комиссии данной группы с иными участниками голосования и членами комиссии до их возвращения в дополнительное помещение (специальное место), оборудованное возле места для голосования избирательного участка и проведения усиленных дезинфекционных мероприятий;
– по окончании голосования необходимо провести полную дезинфекцию места для голосования, подходов к нему, санитарных комнат, а также иных мест, в которые имелся доступ в период проведения голосования членов комиссии, участников голосования и иных лиц;
– избирательным комиссиям субъектов РФ целесообразно организовать работу по прохождению членами нижестоящих избирательных комиссий тестирования на коронавирусную инфекцию. Сроки и порядок такого тестирования определяются избирательной комиссией самостоятельно.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Указ Губернатора Ульяновской области №76 от 07.05.2020 О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19

С 12 мая запрещены посадка и нахождение в салоне общественного пассажирского транспорта и такси пассажиров без средств индивидуальной защиты органов дыхания и перчаток. Аналогичные требования должны соблюдать граждане в местах приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с законодательством, иных общественных местах.
Ответственный работник объекта торговли не вправе допускать посетителя в торговый зал при отсутствии у него средств индивидуальной защиты органов дыхания и перчаток. Ответственный работник вправе предоставить посетителю средства индивидуальной защиты на платной или бесплатной основе.

Закон Ульяновской области №42-ЗО от 06.05.2020 О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ульяновской области

Положения Закона Ульяновской области от 01.08.2007 № 109-30 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» приведены в соответствие с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Законом уточняется правовой статус территориальных избирательных комиссий при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, устанавливается факультативный порядок распределения депутатских мандатов.
Установлено, что если в результате применения методики пропорционального распределения депутатских мандатов имеется (имеются) список кандидатов (списки кандидатов), допущенный (допущенные) к распределению депутатских мандатов, не получивший (не получившие) ни одного депутатского мандата, то такому списку кандидатов (таким спискам кандидатов) передаётся один депутатский мандат (передаётся по одному депутатскому мандату). Затем избирательная комиссия муниципального образования проводит распределение депутатских мандатов между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, за вычетом мандата (мандатов), переданного (переданных) в соответствии с настоящей частью. Действия, предусмотренные настоящей частью, осуществляются до тех пор, пока каждому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, не будет распределено не менее одного депутатского мандата.

Закон Ульяновской области №48-ЗО от 06.05.2020 О внесении изменений в Закон Ульяновской области «Об образовании в Ульяновской области»

Закон Ульяновской области от 13.08.2013 № 134-30 «Об образовании в Ульяновской области» приведен в соответствие с Федеральным законом от 01.03.2020 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно:
дополнен нормой, предусматривающей, что обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных образовательных организациях Ульяновской области в период их обучения по указанным программам обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка.
Также устанавливается норма, в соответствии с которой бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области могут предоставляться субсидии из областного бюджета Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных образовательных организациях, в объёме, в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Ульяновской области.

Постановление Правительства Ульяновской области №225-П от 06.05.2020 Об утверждении правил заключения соглашений, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных районов (городских округов), городских, сельских поселений Ульяновской области, и перечня обязательств, подлежащих включению в такие соглашения

Утверждены:
1) Правила заключения соглашений, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов городских, сельских поселений Ульяновской области, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц;
2) Правила заключения соглашений, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц;
3) Перечень обязательств муниципального района (городского округа), городского, сельского поселения Ульяновской области, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов указанных муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц.

Постановление Правительства Ульяновской области №268-П от 27.05.2020 Об утверждении Правил заключения соглашения о мерах по восстановлению платёжеспособности муниципального образования Ульяновской области, перечня обязательств муниципального образования Ульяновской области, подлежащих включению в указанное соглашение, и формы указанного соглашения

Утверждены:
1. Правила заключения соглашения о мерах по восстановлению платёжеспособности муниципального образования Ульяновской области.
2. Перечень обязательств муниципального образования Ульяновской области, подлежащих включению в соглашение о мерах по восстановлению платёжеспособности муниципального образования Ульяновской области.
3. Форму соглашения о мерах по восстановлению платёжеспособности муниципального образования Ульяновской области.
Правила устанавливают порядок заключения Министерством финансов Ульяновской области (далее – финансовый орган Ульяновской области), соглашения о мерах по восстановлению платёжеспособности муниципального образования Ульяновской области (далее – муниципальное образование, Соглашение соответственно).

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.2020 N 25-П “По делу о проверке конституционности абзаца восьмого части первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.А. Сысоева”

Трудовой договор может быть признан заключенным на неопределенный срок при установлении факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции.
Конституционный Суд РФ признал абзац восьмой части первой статьи 59 Трудового кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает заключения с работником срочного трудового договора (в том числе многократного заключения такого договора на выполнение работы по одной и той же должности (профессии, специальности)) в целях обеспечения исполнения обязательств работодателя по заключенным им гражданско-правовым договорам об оказании услуг, относящихся к его уставной деятельности, а также последующего увольнения работника в связи с истечением срока трудового договора, если срочный характер трудовых отношений обусловлен исключительно ограниченным сроком действия указанных гражданско-правовых договоров.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что срок действия гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг в той или иной сфере деятельности (в том числе в области охранной деятельности), устанавливаемый при их заключении по соглашению между работодателем, оказывающим данные услуги, и заказчиками соответствующих услуг, сам по себе не предопределяет срочного характера работы, выполняемой работниками в порядке обеспечения исполнения обязательств работодателя по таким гражданско-правовым договорам, абзац восьмой части первой статьи 59 Трудового кодекса РФ не может быть применен в качестве правового основания для заключения с этими работниками срочных трудовых договоров.
Указанное тем более актуально в ситуации, когда со ссылкой на оспариваемое законоположение между теми же сторонами на протяжении длительного времени многократно заключаются срочные трудовые договоры на выполнение работы по одной и той же должности (профессии, специальности).
Вместе с тем факт многократности заключения срочных трудовых договоров для выполнения работы по одной и той же должности (профессии, специальности), как правило, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, объективно препятствующих установлению трудовых отношений на неопределенный срок. Также на допустимость признания трудового договора заключенным на неопределенный срок при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции указывал и Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 марта 2004 года N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.2020 N 23-П “По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью “Лысьва-теплоэнерго”

По обязательствам ликвидированного муниципального бюджетного учреждения субсидиарная ответственность может быть возложена на собственника имущества этого учреждения.
Компания заключила договор теплоснабжения с муниципальным бюджетным учреждением. Теплоэнергия была поставлена, но не оплачена. Компания обратилась в суд и добилась решения о взыскании долга и процентов по ст. 395 ГК РФ, а затем получила исполнительный лист. Однако через некоторое время учреждение было ликвидировано.
Компания попробовала взыскать присужденную ей сумму за счет муниципальной казны, но безуспешно. Арбитражный суд отметил, что гражданское законодательство не дает кредиторам ликвидированного бюджетного учреждения права обратиться к собственнику его имущества (в данном случае – к муниципальному образованию) в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения. Речь идет о обязательствах из гражданско-правовых договоров, кроме тех, которые связаны с причинением вреда гражданам.
КС РФ среди прочего отметил следующее. Специфика бюджетных учреждений, действительно, не позволяет их кредиторам в полной мере использовать механизм субсидиарной ответственности. Контрагенты таких учреждений должны это понимать еще до заключения сделок. Однако исполнители публичных договоров, в том числе теплоснабжения, не могут отказаться от их заключения даже с бюджетными учреждениями. Не учитывать это – значит позволять им злоупотреблять правом: имущество бюджетных учреждений в ряде случаев оказывается, по сути, “защищено” их публичным собственником от ответственности перед контрагентами.
Таким образом, п. 5 ст. 123.22 ГК РФ не допускает возможности привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам из публичного договора. Это противоречит Конституции РФ. Законодатель должен внести в ГК РФ соответствующие изменения.

Определение ВС РФ от 20.05.2020 N 310-ЭС19-25907

ВС РФ поправил кассацию: договоры аренды публичных земельных участков могут быть продлены автоматом.
Общество обратилось к Комитету по управлению имуществом для заключения договоров аренды земельных участков сельхозназначения на новый срок без проведения торгов. Комитет ему отказал, так как обращение поступило после прекращения действия договоров. Общество с этим не согласилось и обратилось в суд.
Первая и апелляционная инстанции заявление удовлетворили. Поскольку ни одна из сторон после истечения срока договоров не заявила о их расторжении и арендатор продолжил пользоваться участками, то по правилам п. 2 ст. 621 ГК РФ действие договоров возобновилось на неопределенный срок.
Кассация с этим не согласилась. После изменений ЗК РФ (с 1 марта 2015 года) договоры аренды публичных земель заключаются преимущественно через торги. Одно из исключений – предоставление земель арендатору, который подал заявление о заключении договора аренды на новый срок до дня истечения срока ранее заключенного договора. Суд посчитал, что общество не могло рассчитывать на автоматическую пролонгацию.
Верховный суд отменил постановление кассации и оставил в силе решения первой и апелляционной инстанций. Редакция ЗК РФ, которая действует с 1 марта 2015 года, не исключает возможности применения п. 2 ст. 621 ГК РФ к договорам аренды публичных земельных участков, правомерно заключенных без торгов.

Определение ВС РФ от 16.04.2020 N 308-ЭС19-25765
Действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение (пролонгацию) после 01.03.2015 однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. В случае если объект так и не был введен в эксплуатацию по истечении срока такого договора, уполномоченный орган вправе обратиться в суд в порядке ст. 239.1 ГК РФ с заявлением о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов.

Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, с 01.03.2015 регулируются главой V.1 ЗК РФ, а также положениями ст. 3 Закона N 137-ФЗ. В силу п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ, а также в п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ. Согласно п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ в редакции ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 171-ФЗ), действующей с 01.03.2015, в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.14 – 39.17 ЗК РФ. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с этим пунктом. Правило, закрепленное в п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, о том, что собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 01.01.2012, имеет право приобрести публичный земельный участок, на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений, не содержало оговорки об однократном предоставлении участка в аренду собственнику объекта незавершенного строительства, а действовавшим до 01.03.2015 п. 3 ст. 22 ЗК РФ было предусмотрено преимущественное право арендатора земельного участка на заключение нового договора аренды по истечении срока действия прежнего.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами императивным нормам, действующим в момент его заключения. Согласно п. 2 названной статьи, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Исходя из приведенных норм, поскольку редакция п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, действовавшая до 01.03.2015 не содержала ограничений для собственника объекта незавершенного строительства заключить договор аренды (ни по срокам такого договора, ни по однократности), а из п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, равно как из положений Закона N 171-ФЗ, прямо не следует, что введенное ограничение однократности для договора аренды, заключаемого в целях завершения строительства объекта, распространяется на ранее заключенные договоры аренды, оснований считать, что редакция п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, действующая с 01.03.2015, распространяется на отношения, возникшие из заключенного до указанной даты договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, не имеется. Кроме того, Законом N 171-ФЗ в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения как в Земельный кодекс Российской Федерации, так и ГК РФ, который дополнен ст. 239.1, предусматривающей продажу такого объекта с публичных торгов в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Пунктом 33 ст. 34 Закона N 171-ФЗ установлено, что положения ст. 239.1 ГК РФ не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу этого Федерального закона (01.03.2015). Согласно данным нормам права применение положений ст. 239.1 ГК РФ возможно в случае, если собственником объекта незавершенного строительства для его завершения уже было реализовано предусмотренное п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ в редакции, действующей с 01.03.2015, право на однократное его предоставление для целей завершения строительства путем заключения без торгов договора аренды после 01.03.2015. Таким образом, совокупное толкование приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства, правомерно возведенного в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов на земельном участке, предоставленном для его строительства, на заключение (пролонгацию) после 01.03.2015 однократно договора аренды для завершения строительства без торгов на три года при условии, что такой земельный участок после указанной даты не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. В случае если объект так и не был введен в эксплуатацию по истечении срока такого договора, уполномоченный орган вправе обратиться в суд в порядке ст. 239.1 ГК РФ с заявлением о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Как установлено судами и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, спорный земельный участок предоставлен предпринимателю без торгов по процедуре выбора и предварительного согласования места размещения объекта в аренду в 2010 году для проектирования и строительства объекта недвижимости, в период действия договора аренды предприниматель в соответствии с разрешительными документами уполномоченных органов возвел на этом участке объект незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 01.03.2015, на основании норм земельного законодательства, вступивших в силу с 01.03.2015, Шувере Н.И. земельный участок в аренду для завершения строительства не предоставлялся, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в заключении с предпринимателем договора аренды Комитетом не приведено. С учетом приведенных обстоятельств, а также обстоятельств, установленных судом общей юрисдикции, касающихся правомерности возведения расположенного на спорном участке объекта незавершенного строительства – лечебного корпуса, его соответствия строительным и градостроительным нормам и правилам, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что в силу положений земельного законодательства, вступивших в действие с 01.03.2015, предприниматель имеет право на однократное предоставление без проведения торгов спорного участка в аренду на три года для завершения строительства, поэтому Комитет незаконно отказал заявителю в заключении с ним договора аренды.